Все большую популярность приобретает переоборудование автомобиля на сжиженный газ пропан-бутан. Конечно, перед установкой газобаллонного оборудования (ГБО) необходимо посчитать – а выгодно ли это конкретно вам?
Если вы используете автомобиль ежедневно и наезжаете по 70-100 км в день, то затраты на установку ГБО окупятся сравнительно быстро.
Газ обходится примерно на 1/3 дешевле, чем бензин в пересчете на 1 км пути, а наличие соответствующего оборудования позволяет использовать для езды и газ, и бензин. Установка работает так, что прогревается авто на бензине, и при достижении температуры охлаждающей жидкости 40 градусов автоматически переключается на газ.
Газ находится в герметичном баллоне, стенки которого выдерживают большие ударные и температурные нагрузки. Под давлением он поступает в редуктор, там испаряется и в газообразном виде поступает либо в смеситель через дозатор, либо (в системах 4го поколения) через газовые форсунки в газовом инжекторе. Если установка отрегулирована правильно – то никакой опасности для клапанов двигателя это не представляет, а горение пропан-бутана, не имеющего примесей, уменьшает отложения в цилиндрах. Использование газа не загрязняет масло и не смывает его с деталей мотора. Сгорая, газ образует только воду и углекислый газ, отсутствие присадок делает его экологичным топливом, что для многих водителей немаловажно.
Баллоны устанавливаются так, чтобы исключить повреждение при аварии. В пропан-бутановую смесь добавляются специфически пахнущие вещества (меркаптаны), запах которых обнаруживается при меньших концентрациях, чем запах паров бензина. При утечке в современных системах подача газа прекращается при любой аварийной ситуации. Ну, и конечно, стоит помнить о том, что ГБО требует периодического техобслуживания.
После установки ГБО в конструкции машины практически ничего не меняется, в случае необходимости газовую установку можно легко демонтировать, так как единственным вмешательством в систему является установка электромагнитного клапана для отключения подачи бензина.
Обязательным является наличие соответствующих документов на установленное оборудование, тогда при регистрации (или перерегистрации) транспортного средства у вас не возникнет проблем.
О финансовой стороне вопроса и других моментах эксплуатации читайте скоро в следующих заметках.
П.С. Из личного опыта скажу, у нас в семье два авто, оба на газу.
Этой осенью мы ездили в Чехию и Польшу, везде есть газовые заправки. Я к тому, что не только в Украине водители задумываются об экономии и экологии. Наличие ГБО на авто в Европе может также служить аргументом в пользу его безопасности. И еще, да это правда, есть двигатели, на которые ГБО ставить нельзя. Но об этом в другой раз.
С пожеланиями приятной езды, ваш Автоексперт